Решение Госдумы отложить на год введение в действие закона об "автогражданке" вызвало паническую реакцию страховщиков и растерянность автолюбителей. Гораздо полезнее было бы своевременно исправить недостатки закона, но занятым подготовкой к выборам депутатам недосуг сейчас возиться с такими мелочами. Между тем к закону есть серьезные претензии.
Родная газета,
24 октября 2003 г.
Законопритворщики: пять вопросов по существу автогражданки и кое-что по мелочи 1183 просмотра
Решение Государственной думы отложить на год введение в действие Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" вызвало паническую реакцию страховщиков и растерянность автолюбителей.
Те, кому только предстоит оформлять автогражданку, начали колебаться: а вдруг закон действительно отложат, так зачем же тратить лишние деньги? Однако миллионы автовладельцев уже столкнулись с действием этого нормативного акта и были вынуждены выложить немалые средства при регистрации нового автомобиля или прохождении техосмотра. Гораздо полезнее было бы своевременно исправить недостатки закона, но занятым подготовкой к выборам депутатам недосуг сейчас возиться с такими мелочами. Между тем к закону есть серьезные претензии. Противоречие кроется даже в его названии. Если речь идет о страховании владельцев автотранспорта, то почему гражданин, имеющий две и более машин, но никому не доверяющий их управление, обязан оформлять несколько полисов? Разве он, меняя тачки как перчатки, увеличивает риск попасть в ДТП? Значит, страхуют все-таки не человека, а его автомобили. Почему вписать в полис одного неопытного водителя дороже, чем неограниченное количество пользователей? Неужели пятеро учеников, только осваивающих азы управления, могут нанести владельцу машины больший вред, чем одна жена, изредка садящаяся за руль, чтобы съездить за покупками? Почему человек, которому внезапно стало плохо за рулем, должен беспокоиться, что его друга, водителя-профессионала, согласившегося отвезти машину в гараж, остановят по дороге и оштрафуют за то, что у него нет полиса на этот автомобиль, а есть только рукописная доверенность? И могут даже отправить авто на штрафную стоянку. Почему жители Подмосковья, нередко заезжающие в столицу и двигающиеся обычно по самым загруженным магистралям, платят за страховку меньше, чем коренные москвичи, способные проехать по своему ежедневному маршруту от дома до работы с завязанными глазами? Ответы на все эти справедливые вопросы автолюбителей законодатель найти не пожелал. Хотя обязан! А попытка Думы просто отложить злободневную проблему наверняка будет пресечена Советом Федерации, причем в конце года. В итоге вступивший в силу с 1 июля закон, требующий приобрести полис автогражданки до 1 января 2004 года, многие просто не успеют исполнить. А с нового года сотрудники ГИБДД получат право штрафовать лиц, не соблюдающих названный закон. Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, несоблюдение требований об обязательном страховании автогражданки влечет серьезные наказания (статья 12.37). Если вы застраховались только на летний сезон, а ездите зимой или если вы передали руль лицу, не внесенному в страховой полис, то это нарушение "влечет наложение административного штрафа в размере трех минимальных размеров оплаты труда" (пока это 300 рублей). А "неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до восьми минимальных размеров оплаты труда". Дорогое удовольствие, не так ли? Но и страховка стоит немалых денег. Базовая ставка - без малого 2000 рублей, но в целом ряде регионов платить приходится в полтора-два раза больше. Фактически лишь на Крайнем Севере, где в основном ездят на оленьих упряжках, а не на железных конях, применяется значительный понижающий коэффициент. Вот почему многие эксперты полагают, что закон отменять не следует, но его ставки надо значительно сократить. Кроме того, в Совете Федерации настаивают, что необходимо ввести льготы для пенсионеров, инвалидов и даже учащихся, которым такие расходы вообще не по карману. О готовности к снижению ставок уже заявили и в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Впрочем, некоторые россияне уже нашли возможность сократить свои расходы. Поскольку закон позволяет оформлять страховку не на весь год, а лишь на тот сезон, когда автомобиль действительно эксплуатируется его хозяином, многие хитрецы прикидываются "подснежниками" и заявляют, что собираются водить свою машину только летом. Их не пугает возможное наказание за езду зимой, так как большинство автолюбителей уверено, что с гаишниками всегда можно договориться. "Если полис нужен лишь для того, чтобы совершить регистрационные действия или пройти техосмотр, достаточно застраховать свою ответственность на 1 месяц. Может, затем я вообще продам свою машину", - заявил один мой приятель-москвич, которому очень не хотелось платить почти 4 тысячи рублей только за то, чтобы получить талон о прохождении техосмотра. А другой вообще уехал в Тверскую область, нашел там знакомого, согласившегося оформить автомобиль на свое имя, заплатил за страховку всего одну тысячу и теперь спокойно ездит по Москве по доверенности. Правда, в страховой компании, где он получал полис, даже не удосужились вручить ему список своих региональных представителей. Так что попади он в аварию в столице, где искать страхового агента - абсолютно неизвестно. Возле отделов ГИБДД к тому же частенько околачиваются сомнительные личности, готовые выдать вам полис обязательной автогражданки за весьма сходную цену. Однако страховые компании, которые значатся на этих документах, вы вряд ли найдете в списке РСА. Хотя правом оказывать эту услугу должны пользоваться только члены РСА, получившие специальную лицензию. В ГИБДД, правда, на это не обращают внимания. Однако впоследствии, если придется воспользоваться наличием полиса для получения страховки, не нужно удивляться, если окажется, что данная компания уже не функционирует. Никаких денег в этом случае вы не получите. Если же обанкротится член РСА, то по закону выплата страховки должны быть произведена из специального фонда. Но не сейчас. Пока что фонд только создается, и, чтобы наполнить его средствами, понадобится целый год. ТАРИФ-ПОТРОШИТЕЛЬ После принятия закона об ОСАГО основная борьба развернулась за стоимость страховки. Тарифы определяет правительство, а в нем музыку заказывают 18 заинтересованных министерств и ведомств - Минфин, Минэкономразвития, Минтранс, ГИБДД-ГАИ, Госкомстат, Минпромнауки и т.д. Естественно, что для работы привлечены и представители страховых компаний. Нет только представителей тех, кому придется платить страховые взносы, т.е. потребителей. Еще при разработке закона об ОСАГО базовый тариф предполагался на уровне 600 рублей, затем его подняли до 900 рублей. Однако расчет, представленный на рассмотрение в Минфин Российским союзом автостраховщиков, определял стоимость базового полиса в 2800 рублей. Минфин же предложил установить базовый тариф в размере 1980 рублей. И это решение поддержали все заинтересованные ведомства, кроме Минэкономразвития, которое сочло, что тарифы завышены на 20-30%, а поправочные коэффициенты нелогичны. Пока что статистика такова: полис ОСАГО уже приобрели 5 миллионов автовладельцев. Только за 2,5 месяца действия закона об ОСАГО страховые компании получили 5 миллиардов рублей, а выплатили в счет возмещения ущерба по ДТП 19 миллионов рублей. Так, если считать, что все автовладельцы страны (а их порядка 33 миллионов) застрахуются по базовому тарифу (без учета коэффициентов), то будет собрана сумма в 2,2 миллиарда долларов. По статистике ГИБДД, в прошлом году произошло около 185 тысяч ДТП (то есть, по самым скромным оценкам, по каждому ДТП может быть выплачено около 12 тысяч долларов). В большинстве же случаев реальный ущерб при ДТП не превышает 300-500 долларов. Константин КАТАНЯН, Татьяна БЕЛЬСКАЯ
Вся пресса за 24 октября 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
11 ноября 2024 г.
|
|
Вечерний Петербург, 11 ноября 2024 г.
В первом полугодии 2024 года страховые компании выплатили своим клиентам в Петербурге более 46 миллиардов рублей
|
|
IT Channel News, 11 ноября 2024 г.
Глава НСИС Николай Галушин назвал принципы востребованного страхования киберрисков
|
|
РИА Новости, 11 ноября 2024 г.
На границе с Грузией задержали мужчину, подозреваемого в мошенничестве
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
PERILS оценивает убытки отрасли в размере 1,89 млрд евро из-за наводнений в Центральной Европе в сентябре
|
|
ТАСС, 11 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил к II чтению проект бюджета Федерального ФОМС
|
|
Финмаркет, 11 ноября 2024 г.
ЦБ рекомендовал страховщикам и банкам учитывать риски ЧС в трех приграничных областях
|
|
vesti.kg, Бишкек, 11 ноября 2024 г.
За отсутствие страховки работников на опасном производстве будут штрафовать
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 11 ноября 2024 г.
Портал «Госуслуги» напомнит об окончании действия полиса ОСАГО. Что об этом думает страховой брокер
|
|
CNews.ru, 11 ноября 2024 г.
«Узбекинвест» в партнерстве с GlowByte разработал корпоративное хранилище данных с единой системой отчетности
|
|
Чеченская Республика сегодня, ИА (Чечня Сегодня), 11 ноября 2024 г.
Банк России: Жители Чечни стали чаще жаловаться на банки и реже – на страховые компании
|
|
Коммерсантъ-Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых уральцев будут судить за мошенничество со страховкой на 4,4 млн рублей
|
|
Total.kz (Тотал Казахстан, ИА), Алматы, 11 ноября 2024 г.
В Минздраве исключили оформление лекарств на граждан, переехавших за границу
|
|
МК-Урал, Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых свердловчан обвиняют в мошенничестве в сфере автострахования
|
|
Report.Az, Баку, 11 ноября 2024 г.
АБР увеличивает климатическое финансирование после предоставления США и Японией суверенных гарантий
|
|
ТурДом, 11 ноября 2024 г.
«Победе» запретили ставить автоматические галочки при продаже билетов онлайн
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
Страховщики предлагают меры по устранению пробелов в киберзащите для политиков ЕС
|
|
МК в Астрахани, 11 ноября 2024 г.
Роспотребнадзор по Астраханской области подал в суд на авиакомпанию «Победа»
|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|